Версия для печати

Доступная среда

1174

Организация доступной среды для лиц с ОВЗ и инвалидов

В НМК частично созданы специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
В колледже нет обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, но есть обучающиеся категорий детей-инвалидов и инвалидов с детства. Для обучения данной категории студентов нет необходимости в использовании специальных учебников, учебных пособий, дидактических материалов и специальных технических средств.

  1. Специально оборудованные учебные кабинеты
    Все учебные кабинеты имеют удовлетворительное техническое и санитарное состояние.
    Оснащение учебных кабинетов, лабораторий и мастерских соответствует перечню федеральных государственных образовательных стандартов по специальностям, требованиям к их материально-техническому оснащению.
Элементы доступной среды
Наличие доступных для обучающихся с ОВЗ и инвалидов с нарушениями
зрения
слуха
опорно-двигательного аппарата, в том числе передвигающихся на кресле-коляске
Здание колледжа, в том числе: входные пути
+
+
При входе в здание колледжа
имеется пандус, для преодоления лестничных пролетов имеются лестничные подъемники.
Пути перемещения внутри здания
+
+
Санитарно-гигиенические помещения
+
+
+
Аудитории, кабинеты, мастерские
+
+
1 этаж
Система информации и связи, в том числе системы оповещения и сигнализации
+
+
+
  1. Объекты для проведения практических занятий, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
    Объекты для проведения практических занятий, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья расположены на 1 этаже колледжа.
  1. Библиотека, приспособленная для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Элементы доступной среды
Доступность для обучающихся с ОВЗ и инвалидов с нарушениями
зрения
слуха
опорно-двигательного аппарата, в том числе передвигающихся на кресле-коляске
Библиотека
+
+
При входе в здание колледжа имеется пандус, для преодоления лестничных пролетов имеются лестничные подъемники.

Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению имеются в наличии учебные пособия в формате печатных материалов (крупный шрифт). Оборудовано отдельное рабочее место для маломобильных граждан.
Комплектование библиотеки специальными адаптивно-техническими средствами для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья не предусмотрено.

  1. Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Элементы доступной среды
Доступность для обучающихся с ОВЗ и инвалидов с
нарушениями
зрения
слуха
опорно-двигательного аппарата, в том
числе передвигающихся на кресле-коляске
Спортивный зал
+
+
Для преодоления лестничных пролетов имеются лестничные подъемники
Тир
+
+
Для преодоления лестничных пролетов имеются лестничные подъемники

Комплектование объектов спорта специальными адаптивно-техническими средствами для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья не предусмотрено.

  1. Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
    В учебно-воспитательном процессе колледжа задействованы следующие виды средств обучения и воспитания:
  • Печатные (учебники и учебные пособия, справочники, атласы, нормативные документы, раздаточный материал);
  • Электронные образовательные ресурсы (образовательные мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы);
  • Аудиовизуальные (слайды, слайд – фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях);
  • Наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски);
  • Демонстрационные (муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные);
  • Тренажеры и спортивное оборудование;
  • Средства, автоматизирующие процесс обучения: компьютеры, сканеры, принтеры, программы для тестирования;

С целью формирования профессиональных компетенций на практических занятиях активно используются:

  • Манекены для отработки навыков сестринского ухода;
  • Тренажеры сердечно-легочной реанимации;
  • Тренажеры травм;
  • Реанимационные, акушерские фантомы и другое.

Для проведения занятий в группах, где обучаются инвалиды и лица с ограниченными для повышения уровня восприятия учебной информации используется звукоусиливающая аппаратура. Для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины преподавателями могут быть проведены групповые и индивидуальные консультации дистанционно с использованием сети Интернет. Также, при необходимости, работает сурдопедагог совместно с основными преподавателями учебных дисциплин.

  1. Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
    Для обеспечения безопасности образовательного процесса и сохранения здоровья обучающихся все аудитории оснащены системой оповещения о пожаре и графиками проветривания. В холлах на стендах размещена информация о безопасной образовательной среде (о технике безопасности, план эвакуации). Организован контрольно-пропускной режим.
    Для слепых и слабовидящих посетителей и студентов имеются тактильные информационные таблички, выполненные рельефноточечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне. Приобретены информационные тактильные таблицы, информативные тактильные уличные стенды, имеются кнопки вызова персонала.
    Имеется возможность беспрепятственного входа в колледж и выхода из него – имеется пандус, расширенные дверные проходы в кабинетах и на входе. На 1 этаже колледжа можно беспрепятственно передвигаться инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья различной направленности с помощью работников колледжа.
  2. Специальные условия питания
Элементы доступной среды
Доступность для обучающихся с ОВЗ и инвалидов с нарушениями
зрения
слуха
опорно-двигательного аппарата, в том числе передвигающихся на кресле-коляске
Кафе
+
+
доступность условная: дополнительная
помощь сотрудника

Рациональное питание обучающихся — одно из условий создания здоровье сберегающей среды. В здании колледжа имеется кафе, где созданы условия питания обучающихся, в том числе и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Кафе расположено на первом этаже здания колледжа и обеспечено оборудованием, позволяющим осуществлять раздачу безопасной и сохраняющей пищевую ценность продукции и кулинарных изделий.
Система хозяйственно-питьевого холодного и горячего водоснабжения, канализации и отопления в кафе оборудованы в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями. Прием пищевых продуктов осуществляется при наличии документов, подтверждающих их качество и безопасность. Ежедневно в обеденном зале вывешивается утвержденное меню. Организация обслуживания обучающихся осуществляется путем самообслуживания. В ежедневном рационе питания учитывается оптимальное соотношение пищевой и энергетической ценности, суточной потребности в витаминах и микроэлементов, белков, жиров и углеводов.

  1. Специальные условия охраны здоровья
    Оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья осуществляется в медицинском кабинете колледжа, расположенного по адресу: г. Нерюнгри, ул. Тимптонская дом 1, корпус 1.
    В колледже обеспечивается: 1) наблюдение за состоянием здоровья обучающихся; 2) проведение санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий, обучение и воспитание в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации; 3) соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
    Определены оптимальная учебная, вне учебная нагрузка, режим учебных занятий и продолжительность каникул. Ведется активная пропаганда и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда. Созданы условия для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом.
    В соответствии с законодательством Российской Федерации обучающиеся проходят медицинские осмотры, в том числе профилактические медицинские осмотры, в связи с занятиями физической культурой и спортом, и диспансеризации.
    Проводятся мероприятия, направленные на профилактику и запрещение курения, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов и других одурманивающих веществ, профилактику несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в колледже.
    Регулярно осуществляются санитарно-противоэпидемические и профилактические мероприятия.
    Для обеспечения безопасности обучающихся во время пребывания в колледже создан пропускной режим, охрана осуществляется вахтерами колледжа.
    В соответствии с ч.1 п.11 Федерального закона от 03.07.2016 N 313-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» проводится обязательное обучение педагогических работников навыкам оказания первой помощи.
    Для обеспечения безопасности образовательного процесса и сохранения здоровья обучающихся все аудитории образовательной организации оснащены системой оповещения о пожаре, информацией о технике безопасности, план эвакуации, график генеральных уборок и проветривания. В условиях сохранения риска распространения новой коронавирусной инфекции в колледже, при необходимости, организуется контрольно-пропускной режим, проводится термометрия, соблюдается масочный режим.
  2. Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленный для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Наименование
Наличие в образовательной организации электронной информационно-образовательной среды
+
Общее количество компьютеров с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет», к которым имеют доступ обучающиеся
35

Одним из направлений деятельности образовательной организации является информатизация образовательного процесса, которая направлена на повышение эффективности и качества образования посредством применения информационно-коммуникационных технологий. На автоматизированных рабочих местах в компьютерном кабинете колледжа установлена операционная система со встроенными функциями, позволяющими работать обучающимся с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата с электронными информационными ресурсами в сети Интернет имеется.
Официальный сайт колледжа имеет специальную версию для слабовидящих пользователей.
На сайте колледжа размещено большое количество электронных образовательных ресурсов, доступных обучающимся, в том числе с ограниченными возможностями здоровья. В учебном процессе используются компьютеры — 51, интерактивные панели – 2, МФУ — 16, проекторы – 2, телевизоры - 16.
В образовательной организации имеется компьютерный класс. В кабинетах теоретических занятий оборудованы АРМ преподавателя (компьютер, телевизор, МФУ).
Доступ к информационно-телекоммуникационной сети Интернет для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья организован частично.

  1. Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
    Формирование единого образовательного пространства для субъектов образовательного процесса колледжа, в том числе имеющими ограниченные возможности здоровья, обеспечивает система АИС «Сетевой город. Образование». Студенты обеспечены электронными образовательными ресурсами:
  • электронные справочно-правовые системы.
  • электронные библиотеки (электронные библиотечные системы)- «Лань» (https://e.lanbook.com);
  • электронные версии учебных пособий по отдельным предметам или темам;
  • электронные версии справочников, энциклопедий, словарей и т.п.;
  • программы компьютерного тестирования в среде электронного обучения Moodle;
  • обучающие компьютерные программы по отдельным предметам или темам, пакеты программ по специальностям;
  1. Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
    Специальные технические средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья имеются.
  2. Общежитие отсутствует.
  3. Общежитие отсутствует.

В 2021 году министерством образования и науки Республики Саха (Якутия),  Нерюнгринскому медицинскому колледжу были выделены денежные средства для проведения комплекса мероприятий по обеспечению доступной (без барьерной) среды.
         В части создания без барьерной среды учитывались потребности следующих категорий лиц с ОВЗ:

  • с нарушениями зрения;
  • с нарушениями слуха;
  • с ограничением двигательных функций.

Целесообразность выделения указанных групп лиц с ограниченными возможностями здоровья обусловлено тем, что, будучи доступным для вышеуказанных категорий, пространство становится комфортным и без барьерным и для других групп нарушений.
Рассмотрение вопросов повышения уровня доступности зданий образовательных учреждений среднего профессионального образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья, созданию условий для обеспечения равного доступа к объектам и услугам образовательных учреждений требует краткой характеристики данной категория потребителей образовательных услуг.
Нерюнгринским медицинским колледжем осуществляется реализация комплекса мероприятий, в том числе в сфере образования, по обеспечению доступной (без барьерной) среды:

  • приведено здание колледжа в соответствие с требованиями строительных норм и правил по обеспечению его доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения;
  • выполнено приспособление входной группы, лестницы, пандусного съезда, путей движения внутри зданий, зон оказания услуг, санитарно-гигиенических помещений (туалет) и прилегающих территорий;
  • оборудовано здание подъемным устройством с системой голосового оповещения и пространственно-рельефными указателями;
  • здание оснащено системой противопожарной сигнализации и оповещения с дублирующими световыми устройствами, информационными табло с тактильной (пространственно-рельефной) информацией и др.;
  • официальный сайт колледжа адаптирован в сети Интернет с учетом потребностей инвалидов по зрению.