Средства обучения
В образовательной деятельности колледжа используются следующие средства обучения:
- мультимедийные (интерактивные доски, проекторы, установленные в учебных аудиториях);
- печатные (учебные пособия, книги, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, раздаточный материал – библиотека, учебно-методические комплексы преподавателей в учебных аудиториях);
- электронные образовательные ресурсы (электронные учебники, образовательные цифровые ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии — учебно-методические комплексы преподавателей в учебных аудиториях, образовательные цифровые платформы);
- аудиовизуальные (презентационные материалы, слайд–фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях — в учебных аудиториях);
- наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски — в учебных аудиториях);
- демонстрационные (муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные – в учебных аудиториях);
- тренажеры, в т.ч. с программным управлением;
- спортивное оборудование, в т.ч. с программным управлением.
Принципы использования средств обучения:
- учет возрастных и психологических особенностей обучающихся;
- гармоничное использование разнообразных средств обучения: традиционных и современных для комплексного, целенаправленного воздействия на эмоции, сознание, поведение обучающегося через визуальную, аудиальную, кинестетическую системы восприятия в образовательных целях;
- учет дидактических целей и принципов дидактики (принципа наглядности, доступности и т.д.);
- сотворчество педагога и обучающегося;
- приоритет правил безопасности в использовании средств обучения.
Средства методической работы
Основная цель научно-методической работы – создание условий, способствующих повышению эффективности и качества образовательного процесса и профессиональной компетентности преподавателей в условиях развития компетентностного подхода в подготовке специалистов среднего звена медицинского профиля по ФГОС СПО.
Основные виды научно-методической работы в 2019-20 учебном году:
- организационно-методическая (управление МР, разработка планирующей и программной документации);
- учебно-методическая (совершенствование методики преподавания, методическое обеспечение учебного процесса, внедрение в него рекомендаций, выработанных в результате выполнения НМР);
- научно-методическая (разработка проблемных вопросов совершенствования образования);
- экспертно-методическая (оценка качества подготовки выпускников, проведения образовательного процесса в целом по колледжу, уровня выполненной ОПР, УМР, НМР).
Научно-методическая деятельность осуществлялась через:
- проведение внутриколледжных научно-практических конференций, обучающих семинаров;
- научно-методическую деятельность педагогических работников и учебно-исследовательскую деятельность студентов;
- участие преподавателей и студентов в мероприятиях научного характера разного уровня (конференции, конкурсы);
- участие в профессиональных конкурсах преподавателей и студентов разного уровня;
- подготовку научно-методических изданий преподавателями и сотрудниками колледжа;
- публикацию преподавателей и студентов в изданиях разного уровня;
- мастер-классы, открытые занятия, недели ЦМК и т.д.
Методическая работа преподавателей колледжа осуществляется в рамках работы двух цикловых методических комиссий (ЦМК):
- общего гуманитарного и социально-экономического цикла, включая математические и естественнонаучные (ЦМК ОГСЭ и ЕН цикла);
- общепрофессиональных дисциплин (ОПД) и профессиональных модулей (ПМ) (ЦМК ОПДиПМ);
Деятельность ЦМК была нацелена на совершенствование качества обучения и воспитания обучающихся, создания программно-методического обеспечения по специальностям в соответствии с ФГОС и учебными планами, совершенствование методической и научно-исследовательской работы, повышения педагогического мастерства.
Руководство ЦМК осуществляют преподаватели, имеющие высшую квалификационную категорию, опыт работы в системе СПО и здравоохранении. Работа осуществлялась в соответствии с планом работы цикловой комиссии, годовым планом колледжа и индивидуальными планами преподавателей по методической работе.
Библиотека является одним из структурных подразделений колледжа, обеспечивающее учебной, научной, справочной, художественной литературой, периодическими изданиями и информационными материалами (далее - документами) учебно-воспитательный процесс, а также центром распространения знаний, духовного, интеллектуального общения и культуры. Общее методическое руководство библиотекой осуществляет методический кабинет колледжа.
В разработке учебных и учебно-методических материалов наблюдается содержательная динамика. В настоящее время проводится определенная работа по рецензированию и публикации авторских методических указаний, учебно-методических пособий и учебно-методических разработок педагогических работников в изданиях разного уровня.
Создание развивающей среды, а, следовательно, приобретение компетенций, возможно в случае изменения основных установок педагогов и типом общения с обучающимися, видится в поиске и внедрении в учебный процесс методов активного, интерактивного взаимодействия и применения информационно-коммуникационных технологий обучения.
Инновационные формы и методы обучения, используемые при подготовке специалистов, сформированный и пополняемый банк информации для педагогических работников об инновациях в образовании, наличие достаточного компьютерного парка (с выходом в Интернет), использование обучающих программ при подготовке специалистов, позволяет сделать вывод о планомерной и целенаправленной работе коллектива в направлении качественной подготовки специалистов.
Научно-методическая деятельность, проводимая в колледже, позволяет обеспечить определенную целенаправленность и результативность работы, создаёт реальные возможности для сбора, демонстрации, пропаганды современных методических материалов, постоянного информирования коллектива об инновационной деятельности педагогов.
Методический потенциал коллектива обеспечивает в настоящее время качество образовательного процесса, имеет перспективы развития, создана необходимая материально- техническая база, информационная среда дает возможность ведения научно-методической работы на современном уровне.
Методическим кабинетом проводится работа по привлечению педагогических работников к педагогическому исследованию. Работа организуется в форме коллективного и индивидуального учебно-научно-методического сопровождения образовательного процесса, консультирования и редактирования в ходе написания учебно-методических разработок, докладов, статей для публикации.
Обеспечение и сопровождение научно-исследовательской работы руководящих и педагогических работников, публикации руководящих и педагогических работников разного уровня и формата является результатом деятельности по данному направлению. С целью создания условий для роста педагогического мастерства и формирования профессиональной компетентности педагогических работников проводятся старшим методистом колледжа проблемные обучающие семинары.
Занятия носят практический характер в форме прохождения краткосрочных курсов обучения, где предусматриваются и индивидуальные консультации. По окончании семинара слушателям выдаются Свидетельства или сертификаты установленного образца.
Об эффективности в плане подготовки и организации учебно-исследовательской деятельности обучающихся и педагогических исследований свидетельствуют их достижения в научных мероприятиях разного уровня и признание в профессиональном сообществе.
Средства воспитания
Рассматривая качественную подготовку специалистов среднего звена как взаимосвязанный процесс обучения и воспитания, администрация образовательной организации планомерно создает целенаправленную систему воспитания обучающихся, способствующую подготовке мотивированного конкурентно-способного специалиста и высоконравственной личности.
Воспитательная деятельность в колледже регламентирована нормативно-правовой базой. Определяющим документом организации воспитательной деятельности в колледже является «Программа воспитания» на 2019-2024 гг., в соответствии с которой ведется систематизированный и целенаправленный воспитательный процесс.
По каждой специальности, реализуемой в колледже, разработаны рабочие программы воспитания, а также календарно-тематические планы. Реализация системы воспитания в колледже позволяет дать студентам нравственные ориентиры, прочную духовную основу, подлинные, а не мнимые жизненные ценности, в результате которой формируется воспитательная модель: личность – гражданин — специалист.
Воспитание в колледже реализуется в рамках профессионального образования и направлено на подготовку конкурентоспособных специалистов.
Воспитательная работа в колледже строится согласно личностно-деятельностному подходу.
Основными технологиями при личностно-ориентированном и системном подходах к воспитанию являются: коллективно-творческие дела (далее - КТД), тренинг-общение, групповая проблемная работа (диспуты, дискуссии, обсуждение ситуаций, разработка проектов), диалог «Педагог - воспитанник», создание ситуаций успеха и др.
Взаимодействие субъектов воспитания осуществляется в процессе обучения, учебно-исследовательской деятельности, практической подготовки и внеаудиторной деятельности по различным направлениям:
Основными направлениями воспитательной работы в колледже являются:
- планирование и координация работы всех участников воспитательного процесса;
- методическая работа с кураторами, молодыми специалистами, родителями и т.д.;
- развитие студенческого самоуправления и совершенствования его информационно-правового обеспечения;
- воспитание правовой культуры студентов и профилактика правонарушений, алкоголизма, наркомании, табакокурения, формирование здорового образа жизни в студенческой среде;
- воспитание творческой индивидуальности, инициативности личности, коллективизма,
- воспитание патриотизма и формирование активной гражданской позиции студента колледжа;
- воспитание конкурентоспособной личности, нацеленной на самореализацию и творчество.
В соответствии с функциями воспитательной деятельности используются следующие формы работы:
- индивидуальные (беседы, консультации, обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и др.);
- групповые (творческие группы, органы студенческого самоуправления, диалоговые формы воспитания: дискуссии, диспуты; мультимедийные презентации, проекты);
- коллективные (КТД: конкурсы, концерты, фестивали, акции, соревнования, походы, агитбригады и др.).
Современные методы воспитания, используемые в колледже:
- Методы убеждения через различные формы: беседа, дискуссия и др.;
- Методы воздействия на мотивационную сферу (стимулирование);
- Методы воздействия на эмоциональную сферу (внушение);
- Методы воздействия на сферу саморегуляции (методы коррекции);
- Методы воздействия на волевую сферу: развитие инициативы, уверенности в своих силах.
Воспитательная работа - один из видов основной деятельности колледжа, является неотъемлемой частью целостного образовательного процесса колледжа, строящегося на основе гуманистической направленности своей работы и развития социальной и культурной компетентности личности.
Воспитательная работа колледжа способствует становлению активной гражданской позиции её участников, их личной ответственности, способствует самоутверждению, формированию опыта творческой деятельности, проявлению профессиональной компетентности, осознанного отношения к делу.
Непосредственно организует и координирует воспитательную работу в колледже заведующий воспитательным отделом, назначаемый на должность из числа лиц, имеющих высшее педагогическое образование.
Главной целью воспитательной работы является формирование высоконравственной личности и специалиста, востребованного обществом, с учетом индивидуальности воспитуемого; компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности, стремящегося к саморазвитию и самосовершенствованию.
Данная цель достигается через:
- кружковую деятельность: творческая студия «Импульс», спортивная секция «Старт», профориентационный проект «Медицина не работа, а призвание»;
- волонтерскую деятельность;
- коллективно-творческие дела;
- конкурсы, викторины, олимпиады в различных формата и на разных уровнях.
Студенческий совет колледжа является основной формой студенческого самоуправления колледжа, создаётся в целях обеспечения реализации прав обучающихся колледжа на участие в управлении образовательным процессом, решения важных вопросов жизнедеятельности студенческой молодежи, развития её социальной активности, поддержки и реализации социальных инициатив, совместной работы студентов, администрации колледжа, педагогических работников и кураторов.
В колледже созданы все необходимые условия для развития высоконравственной успешной личности. Активную работу проводят волонтеры – медики, которые выступают в детском доме, принимают участие в городских концертных программах и праздниках, акциях муниципального и регионального масштаба различной направленности.
Одним из приоритетных направлений воспитательной деятельности является спортивно-оздоровительная работа, которая предполагает не только занятия физической культурой и спортом, участие в различных соревнованиях, спортивных праздниках, днях здоровья, но и овладение знаниями о здоровом образе жизни.
Более подробная информация о средствах обучения и воспитания находится на странице «Воспитание».